Рекомендации для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами  территории Российской Федерации,  имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, по заполнению заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал

Заявление на маткапитал

Бланк заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал находится на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации www.pfrf.ru в разделе «Законодательство», в подразделе «Материнский капитал».

Заявление подается (направляется по почте) со следующими необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке):

  • удостоверяющими личность, место жительства;
  • подтверждающими принадлежность к гражданству Российской  Федерации;
  • удостоверяющими личность, место жительства и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя);
  • подтверждающими рождение (усыновление) детей (свидетельство о рождении).

В случаях прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки у женщины и возникновения права у отца ребенка (детей), или ребенка (детей в равных долях) представляются дополнительно следующие документы:

  • подтверждающие смерть женщины,  родившей (усыновившей) детей; 
  • лишение родительских прав;
  • совершение в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;
  • подтверждающие смерть родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя);
  • лишение родителей родительских прав.

Согласно статье 13 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» документы,   выданные  компетентным органом иностранного государства  и представляемые в целях реализации права на дополнительные меры государственной поддержки, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, и в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 7 данного Закона переведены  на государственный  язык Российской Федерации (русский язык). Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.

В  соответствии с  Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2011 года № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации» наличие гражданства Российской Федерации у ребенка в возрасте до 14 лет может быть подтверждено следующими документами:

а) имеющимся у ребенка заграничным, дипломатическим или служебным паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

б) паспортом гражданина Российской Федерации родителя, в том числе заграничным, дипломатическим или служебным паспортом, в который внесены сведения о ребенке;

в) свидетельством о рождении, в которое внесены сведения:

  • о гражданстве Российской Федерации обоих родителей или единственного родителя (независимо от места рождения ребенка);
  • о гражданстве Российской Федерации одного из родителей, если другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим либо если место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
  • о гражданстве Российской Федерации одного из родителей и гражданстве иностранного государства другого родителя (если свидетельство о рождении выдано на территории Российской Федерации);

г) отметкой на переводе на русский язык документа, выданного компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта регистрации рождения ребенка, проставленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом, консульским учреждением Российской Федерации или консульским отделом дипломатического представительства Российской Федерации;

д) отметкой на свидетельстве о рождении, выданном уполномоченным органом Российской Федерации, проставленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом, консульским учреждением Российской Федерации или консульским отделом дипломатического представительства Российской Федерации;

е) вкладышем к документу, выданному компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта регистрации рождения ребенка, либо к свидетельству о рождении, подтверждающим наличие гражданства Российской Федерации, выданным в установленном порядке до 6 февраля 2007 г.

Направление документов по почте осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления (заказным письмом с уведомлением).

Датой приема указанных заявления и документов, направленных по почте, считается дата их регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации (Пенсионном фонде Российской Федерации).

При заполнении заявления в графе «Наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации» для граждан, направляющих заявление и документы в Пенсионный фонд Российской Федерации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания),  нужно указать «Пенсионный фонд Российской Федерации», для граждан, направляющих  заявление и документы в территориальный орган ПФР (при наличие регистрации  по месту жительства (пребывания) или фактического проживания) – наименование территориального органа.

В графе «Фамилия, имя, отчество» указывается фамилия заявителя на день заполнения заявления в скобках девичья фамилия матери (если заявитель мать), а затем имя и отчество заявителя.

Фамилия, имя, отчество, указанные в загранпаспорте и в заявлении заявителя (матери) должны соответствовать фамилии, имени, отчеству заявителя в  свидетельствах о рождении детей. В случае несоответствия – представляются документы, подтверждающие указанные изменения.

В пункте 1 заявления «Статус» указывается «мать», «отец», или «ребенок».

В пункте 2 заявления «Пол» указывается «женский» или «мужской».

В пункте 3 заявления «Дата рождения» указывается дата рождения заявителя.

В пункте 4 заявления «Место рождения» указывается место рождения заявителя. Наименование страны, республики, края, области указываются на день рождения заявителя.

В пункте 5 заявления «Документ, удостоверяющий личность» следует указывать название документа – загранпаспорт, серию, номер документа, кем и когда выдан документ.

Следует  направлять заверенные  копии  трех листов  загранпаспорта заявителя: 1-ый лист с фотографией, 2-ой лист, где записаны дети и 3-ий лист с отметкой консульских учреждений  Российской Федерации о принятии заявителя на постоянный учет.

В пункте 6 заявления «Принадлежность к гражданству» следует указывать верную формулировку – «гражданин РФ».

В пункте 7 заявления «Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) (при его наличии) указывается номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.

В случае отсутствия страхового свидетельства  обязательного пенсионного страхования Российской Федерации следует направлять заполненную анкету АДВ-1 для регистрации застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования и изготовления страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

В случае замены фамилии, имени, или отчества после получения СНИЛС следует представлять заполненную анкету АДВ-2 «Заявление об обмене страхового свидетельства».

В случае утери страхового свидетельства –  анкету АДВ-3 «Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства».

Бланки АДВ-1, АДВ-2 и АДВ-3, утвержденные  постановлением  Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2009 г. № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению», находятся на сайте ПФР www.pfrf.ru в разделе «Персонифицированный учет». 

В пункте 8 заявления «Адрес места жительства» адрес указывается  русскими буквами с обязательным указанием почтового индекса.

Пункты с 9 по 13 заявления заполняются только в случае подачи заявления доверенным лицом. В этом случае в пунктах 9-13 указывается информация о доверенном лице, в  других случаях указанные графы не заполняются.

В пункте 14 заявления «Сведения о детях»:

  • в графе «Фамилия, имя, отчество»   отчество указывается в соответствии со свидетельством о рождении. Если в свидетельстве о рождении отсутствует отчество ребенка, то и в заявлении его указывать не следует;
  • в графе «Реквизиты свидетельства о рождении» указывается название документа, его номер, кем выдан, дата выдачи;
  • в графе «Место рождения» указывается страна, республика, край, область русскими буквами;
  • в графе «Гражданство» следует указывать формулировку – «гражданин РФ».

Следует учесть, что если свидетельства о рождении  детей выданы  компетентными органами  Российской Федерации, то заявителю следует их копии удостоверить нотариально, либо в консульских  учреждениях Российской Федерации.

Если свидетельства о рождении детей выданы  компетентными органами иностранного государства, то  заявителем представляются их легализованные копии на иностранном языке, с переводом на русский язык  удостоверенные нотариально, либо в консульских учреждениях Российской Федерации. Верность перевода,  которых также должна быть нотариально удостоверена.

Необходимо указать (подчеркнуть) в связи с рождением или усыновлением ребенка  заявитель  просит выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Далее указывается очередность рождения, фамилия, имя, отчество и  дата  рождения сертифицируемого ребенка.

Сертифицируемый ребенок должен быть указан один, если даже родилась двойня.

Следует указать, что государственный сертификат на материнский (семейный) капитал заявителю не выдавался, родительских прав в отношении ребенка (детей) он не лишался, а также, что он не совершал умышленных преступлений, относящихся к преступлениям против личности, в отношении своего ребенка (детей) и предупрежден об ответственности за достоверность сведений.

Копии документов, направленных с заявлением, в описи прилагаемых документов необходимо перечислять по отдельности с указанием принадлежности документа (1. Копия загранпаспорта ФИО заявителя; 2. Копия свидетельства о рождении (указать имя первого ребенка);  3. Копия свидетельства  о рождении  указать  (имя  второго ребенка)). В опись документов не включается заполненная заявителем анкета АДВ-1,АДВ-2 или АДВ-3, а также заявление об отправке по почте на адрес заявителю государственного сертификата на материнский  (семейный) капитал. 

Подпись на заявлении о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и копию загранпаспорта следует удостоверить нотариально, либо в консульских учреждениях  Российской Федерации.

По всем вопросам, которые могут возникнуть по заполнению заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, Вы можете получить консультацию непосредственно в Пенсионном фонде Российской Федерации (Департамент социальных выплат Исполнительной дирекции ПФР тел.: 987-89-47, 987-89-48) по адресу: Москва, 119991, ул. Шаболовка, д. 4.  

Департамент социальных выплат
Пенсионного фонда Российской Федерации